ФЭНДОМ

В саасской историографии давно был поставлен вопрос о принципах, по которым заключались браки знатных саассов, а также союзы с иноземцами. Первым важным шагом в понимании этой темной стороны саасской генеалогии является разделение истории знатных родов на три периода: догосударственный, великокняжеский и пост-великокняжеский.

Для начала стоит сказать пару слов о знатности в Саассии вообще, поскольку зарубежные авторы допускают здесь множество ошибок. Наибольшее внимание саассы уделяли не древности и могуществу рода, а так называемой чошести (чошысци) - сложному качеству, в большей степени характеризующему отдельную личность. Чошесть - смесь харизмы, смелости и богоугодности, свойство души быть благочестивой и волевой. Для саасса чошесть и есть подлинное благородство, притом считалось, что чошесть может передаваться по наследству, но далеко не всегда. В случае утраты благочестия знатный человек мог потерять статус, а доказавший благими деяниями свою храбрость простолюдин - получить его. При заключении брака у саассов издревле было принято не столько прикидывать достаток партнера, сколько брать в расчет характер, смотреть на наличие стержня, искренность веры. Возможно, в том и кроется одна из причин саасской бедности.

Первый период характеризуется относительной разобщенностью саасских родов, организованных в примитивные племена. Именно в таком виде саассы встретили мадьярских захватчиков, на тот момент остававшихся язычниками. Нам мало известно о браках между представителями венгерской и саасской знати в то время, но большинство саасских и венгерских историков считает, что препятствий тому не существовало. В частности, венгерский ученый Золтан Шфефкер писал: "В то золотое время всем было плевать, кто ты: венрг, башкир, саасс или педик-собака. В лицо вообще не смотрели." Однако, ситуация начала меняться после принятия князем Иштваном христианства: саасские племена трепетно относились к своей вере и тяжело поддавались христианизации, что воздвигало культурный барьер и непонимание. Большая часть саасской знати по крайней мере формально сменила религию к XII веку, что потенциально позволяло ей заключать выгодные союзы с более богатыми венграми дворянами, хотя возможностью этой пользовалась лишь малая часть феодалов. Подводя к главному вопросу, сам Збьег - самый чоший саасс своего времени - как известно, был женат на венгерской графине Ирмаске Бакши, которая и родила ему Шоша Великого.