ФЭНДОМ

VOT

Второй вот из коллекции Будапештского Этнографического музея

Вот -
национальная саасская зимняя верхняя одежда. Настоящий вот сшивается из меха кокца с помощью какоцких жил. К нашему времени в Закарпатье осталось всего несколько вотов, что связано с давним вымиранием кокца и деятельностью моли, причем поставлен на учет всего один вот. Зарегистрированный сохранившийся вот произведен еще в Великом Княжестве, он является достоянием республики и выдается действующему председнику на время исполнения обязаннстей.  Когда впервые за несколько веков в одной из ужгородских крепостей нашли  этот вот, он, к удивлению специалистов, оказался в прекрасном состоянии — изгнанная когда-то с саасских земель мудрым Шошем моль спустя столетия не осмелилась воспротивиться воле великого князя и предпочитала пожирать раскинувшиеся вдоль бескрайних полей восточной Галиции украинские меховые кептари. Другой из известных существующих вотов, созданный уже в захваченной Саассии, сохранился куда хуже. Он был вывезен в Венгрию в сер. XIX века и ныне входит в коллекцию этнографическогомузея в Будапеште.

Воты и войны с мольюПравить

Саасские воты издревле хотела уничтожить моль. Точку в борьбе с молью хотел поставить князь Шош, собравший саасские земли в мощное единое государство, объявил моли великую войну, успешно завершенную его сыном Дзажычкой. Моль поднималась против княжеской воли лишь однажды, а именно во время правления Йегомяда. Великий князь успешно отбил атаку моли, в очередной раз лишив ее мечтаний о саасских вотах. Это была единственная война, выигранная князем Йегомядом. Почти все воты, произведенные в короткий отрезок времени после падения Великого Княжества (до вымирания кокца), оказались уничтожены молью.